Грузы – товары, продукция, сырье, перевозимые на транспорте и хранящиеся на складах. В зависимости от вида грузов и направления перевозок, расстояния используется автомобильный, воздушный, морской, ж/д транспорт. Грузоперевозки – один из процессов логистической схемы, включающий в себя организацию подготовки к транспортировке (упаковка, взвешивание, погрузочно-разгрузочные работы) и непосредственную доставку к пункту назначения.
Виды грузов
В зависимости от физического состояния и способа погрузки выделяют следующие виды грузов:
- Массовые. Продукция (сырье), перевозимая большими объемами в специальной таре или без упаковки. Сюда относятся 4 категории – наливные (нефть и нефтепродукты, спирты, масла и другие жидкие грузы), навалочные (сыпучая продукция крупной фракции – уголь, щебень, гравий), насыпные (сыпучая продукция мелкой фракции – зерно, песок) и лесные (продукция лесозаготовительной промышленности).
- Генеральные. Любые тарно-штучные товары, перевозимые небольшими или крупными партиями в упаковке (таре) – от обуви и одежды до электрооборудования, станков, инструмента и пр.
По габаритам грузы подразделяют на следующие виды:
- Габаритные – имеют размеры, не вызывающие проблем при погрузке-выгрузке и перевозки, и не требующие получения специальных разрешений при доставке автомобильным транспортом по дорогам общего пользования.
- Длинномерные – изделия, имеющие длину свыше 8 м, а также выступающие за задний борт (платформу) транспорта более чем на 2 м.
- Негабаритные – крупногабаритные объекты, размеры которых не позволяют осуществлять перевозку на транспортном средстве со стандартным кузовом. В общем случае считается, что негабаритный груз имеет ширину более 2,5 м или высоту свыше 3,8 м при погрузке в борт. Перевозятся в основном на низкорамном трале с обязательным получением разрешения у владельца автодорог, иногда – с машиной прикрытия.
- Тяжеловесные – штучные грузы, масса которых свыше 250 кг. Это спецтехника, промышленные станки и оборудование, железобетонные изделия и металлоконструкций. Перевозка обычно осуществляется на трале или грузовом авто большой грузоподъемности. Для погрузочно-разгрузочных работ применяются грузоподъемная техника (краны, автокраны и пр.).
Перечисленные выше виды, кроме габаритных, относятся к специфическим грузам. Специфическими также являются следующие типы:
- скоропортящиеся – продукция, имеющая небольшой срок годности, при перевозке которой необходимо соблюдать определенные температурные условия;
- антисанитарные – грузы, транспортировка которых может привести к загрязнению окружающей среды или запыленности дорог общего пользования
- живые – животные, птица, рыба, пчелы, которые перевозятся с соблюдением санитарно-ветеринарных норм;
- опасные – грузы, перевозка которых сопряжена с опасностью для людей и окружающей среды (легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые, радиоактивные).
Специфические грузы требуют особых условий при промежуточном хранении, погрузке-выгрузке, перевозке. Несоблюдение установленных правил может привести к порче самого груза или к аварийным ситуациям, увечью или гибели людей, нанесению вреда окружающей среде.
Характеристики грузов
Характеристики – свойства грузов, определяющие способ упаковки, условия погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки и хранения для обеспечения сохранности на всех этапах перевозок.
Основными характеристиками грузов являются:
- Размеры – длина, ширина и высота, определяющие, сколько места (объема) занимает 1 единица при упаковке, погрузке на транспортное средство.
- Масса – общая масса груза, как без тары, так и с тарой, определяющая нагрузку на платформу, борт транспортного средства.
- Физическое состояние – твердые (штучные, сыпучие), жидкие, газообразные товары, сырье, продукция.
- Температурный режим – товары и изделия, требующие при перевозке низких температур, защиты от холода без особых требований к температурному режиму.
- Класс опасности (от 1 до 9) – указывает, насколько опасной является перевозимая продукция, к каким последствиям может привести нарушение правил транспортировки.
- Прочие свойства – хрупкость, гигроскопичность, окисляемость, смешиваемость, стойкость к биологическому воздействию и другие различные характеристики, которые необходимо знать грузоперевозчику.
В процессе перевозки на грузы воздействуют механические, климатические, биологические факторы. Поэтому физико-химические свойства, условия хранения и транспортировки обязательно учитываются при организации доставки. Чтобы на всех этапах грузоперевозок не возникло порчи груза или нанесения вреда окружающей среде, все товары и продукция, требующие соблюдения особых условий, обязательно маркируются.
Маркировка – международное обозначение определенных свойств, признаков или способа погрузки, перевозки. Выполняется в виде графического изображения с цифровым и/или буквенным указанием. Наносится на транспортную или потребительскую тару. При международных перевозках морским транспортом для деревянной тары требуется обязательная фитосанитарная обработка, после которой на тару наносится соответствующая маркировка.
Классификация грузов
В зависимости от свойств, размеров и характеристик возможна следующая классификация грузов:
- По способу погрузки и транспортировки – штучные в таре или наливом, насыпью, навалом.
- По условиям хранения и перевозки – обычные, не требующие каких-либо специальных условий при транспортировке, и специфические, перевозить которые можно при соблюдении температурно-влажностного режима, с соблюдением норм безопасности (для опасных грузов).
- По способу упаковки – контейнерные, тарно-штучные, пакетные, ящичные, катно-бочковые, мешковые, киповые.
- По типу транспортной тары (упаковки, используемой при транспортировки грузов с целью их защиты от внешних воздействий) – жесткая (ящики, контейнеры, бочки), мягкая (мешки, картон) и стеклянная.
По использованию грузоподъемности транспорта перевозчики при расчете тарифов делят грузы на 4 класса: I, II, III, IV класс. Товары I класса имеют коэффициент равный 1 или 100%, II – 0,71-0,99 (71-99%), III – 0,51-0,70 (51-70%), IV – до 0,5 (50% и менее). При этом класс зависит не только от физико-химических свойств перевозимых объектов, но и от вида тары (упаковки). Поэтому с целью экономии при доставке на большие расстояния небольших партий обычно выбирают сборные грузоперевозки, когда в одном контейнере, ж/д вагоне, кузове автотранспорта размещаются и перевозятся грузы разных владельцев.
Мы перевозим различные виды грузов по всей России. Организуем грузоперевозки под «ключ»:
- находим оптимальный маршрут;
- организуем сопровождение:
- проводим таможенное оформление;
- помогаем с получением разрешений на перевозку специфических грузов.